Голубцова Алёна Александровна, музыкальный руководитель

Консультация для родителей «Поиграйте со звуками»

 Знает ли кто-нибудь ребенка, который с первых лет своей жизни не проявил бы никакого интереса к музыке? Не попытался бы сам «напевать», «дудеть», отбивать ритм рукой или топать? Мир звуков окружает ребенка буквально с момента рождения. В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей. Вам, родителям, следует помочь ребенку сделать верные, нужные шаги к тому, чтобы музыка стала богатейшим достоянием жизни ребенка с самых ранних лет. Покупая игрушки малышам, родители заботятся о яркости цвета, выразительности формы, безопасности, как правило, не заботясь о том, чтобы окружить ребенка звучащими игрушками или предметами. А, между тем, многие дети с возрастом прямо-таки ищут эти звучащие предметы. Сначала бросают на пол погремушки, мамины крышки от кастрюль… Потом начинаются другие открытия: оказывается, если ударять ложкой по кастрюле – один звук, по чашке – другой, а по тонкому стакану – какой же удивительный звон стоит в комнате! Помогите ребенку сделать следующие шаги. При этом, обязательно припомните: какие именно звуки привлекают вашего ребенка? Когда это было, при каких обстоятельствах? Вам легче будет руководить музыкальным развитием малыша, если вы будете «общаться» со звуками вместе с ребенком – более целеустремленно и смело. Итак, начнем! Вы, наверное, замечали, что дети с удовольствием хлопают в ладоши, топают ногами. Предложите им «звучать» по-разному: Хлопки – пальцы одной руки упруго ударяют по ладони другой, в быстром, в медленном темпе, громко, тихо, глухо, звонко, хлопки перед собой, за спиной, над головой или в стороны. Шлепки – удары плоскими ладонями по бедрам, по коленям (сидя) Притопы – топать одной ногой, попеременно двумя ногами, тихо, громко, в быстром или медленном темпе. В более старшем возрасте (5-6 лет), можно научить ребенка щелчкам. Дети очень любят этот звук и изо всех сил стараются научиться щелкать пальцами. Учите детей прислушиваться к звукам, к тому, как они звучат. Поиграйте с вашими детьми, пофантазируйте, радуясь своим «открытиям». Выходит, что «природный инструмент» есть у каждого ребенка, пользоваться им совсем не сложно. Важно, чтобы с вашей помощью дети учились не только стучать, хлопать, но и прислушиваться, искать и находить разницу в звучаниях. При этом игра со звуками будет не просто удовольствием и радостью, а хорошей предпосылкой для развития и совершенствования умения слушать и слышать. Для дальнейшей работы нам понадобятся детские музыкальные игрушки. Прежде всего – ударные игрушки – барабаны, погремушки, колокольчики. И духовые инструменты – разнообразные дудки, кларнеты. Освоим и один из самых доступных и распространенных инструментов – металлофон. Молоточек берется между большим и указательным пальцами правой руки. Звук извлекается ударом молоточка по пластине. Молоточек не должен быть зажат. Иногда родители покупают сразу много инструментов. Ребенок мечется от одного к другому, быстро устает, теряет интерес и все забрасывает, так и не научившись играть. Попробуйте послушать звучание разных инструментов (тембр). Например: вы играете на дудочке, ребенок – на барабане. Договоритесь, кто будет играть первым, играйте поочередно, делайте перерывы для того, чтобы обсудить то, что вы услышали. Постарайтесь найти слова, чтобы дать характеристику каждому звуку (мягкий, светлый, резкий, глухой, темный и т. д.) А теперь попробуем игру «Лесное эхо». Сначала помогите ребенку вспомнить, что такое эхо. Скажите, что звуки в музыке бывают громкими и тихими. Возьмите игрушки и начинайте играть. У того, кто вступает первым, игрушка должна звучать громко, а у того, кто отвечает – тихо, ведь это отвечает эхо. Затем можно поменяться ролями. Следующая игра «Зеркало». Первый играющий может хлопать так, как ему хочется. Второй играющий точно, «как в зеркале», должен повторить количество хлопков, уловить их темп, силу звучности. Поменяйтесь ролями, пусть ребенок дает вам задания. Если ваш ребенок не очень внимателен, часто отвлекается, то именно в этом варианте игры вы сможете помочь ему развить внимание. Если вы будете намеренно ошибаться, то у ребенка появится возможность вас поправить. Внимание развивается не только тогда, когда действуешь сам, но и тогда, когда следишь за действиями других. Далее всей семьей можно послушать записи детских песен, знакомых малышу. И не только послушать, но и «помочь» исполнителям. Например: Слушая песню, в которой два куплета, договоритесь, что первый куплет будет подпевать папа, а второй – мама с ребенком. А можно и оркестровать песню или инструментальную композицию, любимую малышом. Например: Попробуйте с ребенком аккомпанировать – папа равномерно звенит колокольчиком, мама ритмично встряхивает погремушку, а ребенок стучит на барабане или металлофоне. Прислушайтесь, как красиво сливаются звуки по тембру, какое получилось интересное совместное исполнение песенки. В другой раз послушайте с ребенком вальс или польку, марш или плясовую, предложите выбрать подходящий по тембру инструмент, из числа имеющихся у вас дома и подыграть. Когда ребенок освоит все инструменты можно предложить ему «поиграть звуками». Эти игры доступны всем, их можно проводить в любой семье. Их задача – дать детям новые звуковые и музыкальные впечатления, подвести детей к открытию таких выразительных средств, как ритм, темп, познакомить ребенка с многообразным и удивительным миром окружающих нас звуков, сформировать основы ассоциативного мышления, фантазии и воображения. Предложите ребенку придумать – «Музыку дождя». Сначала прислушайтесь к тому, как звучит дождь (можно воспользоваться записью шумов). Постарайтесь вспомнить все звуки – стук капель, шорох листьев, шум ветра. А теперь найдите предметы и инструменты, которые помогут вам все это изобразить. Может капли дождя «застучат» на металлофоне или стеклянном стаканчике по которому стучат металлической палочкой, а ветер «зашумит» папиной газетой. Или используйте «природные инструменты: капли по лужам – постукивание двумя пальчиками по ладошке; шлепки по коленям – капли, падающие на листья кустов. Вариантов этой игры может быть бесчисленное количество – все зависит от вашей фантазии, умения «оторваться» от границ и стандартов, а главное, забыть слова «правильно-неправильно». Попробуйте ещё одну игру – «Музыка грозы». Сначала поговорите с ребенком о грозе, вспомните ощущения, впечатления от этого явления. А затем, расскажите звуками о грозе в лесу. Не забывайте давать характеристики звукам, которые у вас получаются, связывать их ассоциациями с природными явлениями: вот подул ветер (голосовые имитации), он стал сильнее, и зашумел большой лес (шорох или шелест бумаги), где-то далеко послышались первые раскаты грома (барабан, топот ног). Вот гроза все ближе, ближе, сильнее гремит гром и застучали первые капельки дождя (удары металлической палочкой по металлофону или стеклянному стаканчику), сначала редкие – кап, кап, а затем все быстрее, чаще… И вот грянула гроза – TUTTI. А если в конце добавить крышки от маминых кастрюль – не только ребенок, но и взрослые могут испытать настоящий восторг. По такому же принципу можно затеять игру на любую тему, на которую способны ваши фантазия и воображение. Не сомневайтесь, у вашего малыша обязательно появится желание действовать со звуками, возникнет интерес к музицированию. Наступит час, когда не вы, а ваш малыш скажет вам: « Мам, а давай…», и это будет ваша первая бесценная победа, огромное достижение в развитии вашего ребенка. Ваше достижение!

5 марта 2020 в 10:07

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.