Голубцова Алёна Александровна, музыкальный руководитель
Консультация для педагогов "Логоритмика, как основа сочетания музыки и движения, система упражнений, заданий, игр".Логоритмика – это система движений в сочетании с музыкой и словом. Понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. С помощью занятий логоритмикой дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности. Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку. Воспитательные задачи этих занятий разнообразны: это и музыкальное развитие детей – развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; также воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, то есть воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности. Следовательно, музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания человека. Она учит воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать. О влиянии музыки на детей, о её значении в эстетическом, умственном, физическом воспитании писали М.Я. Басов, Н.А. Ветлугина, А.В. Кеннеман и другие. Музыка является средством активизации умственных способностей детей, поскольку её восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Беседа по поводу прослушанной музыки учит детей делать первые обобщения и сравнения. Музыкальное воздействие на детей дошкольного возраста проявляется в совершенствовании личности ребёнка, его функциональных систем. Логопедическая ритмика в связи с музыкой помогает разрушить «почву», на которой возникло речевое расстройство и содействует нормализации речи и общедвигательной функции. Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевой патологией. Такими средствами являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счётные упражнения, формирующие чувство музыкального размера; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на инструментах; самостоятельная деятельность с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы. Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная связь движения с музыкой и включение речевого материала. Слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, инсценировок на заданную тему, драматизации с пением, команды водящего в подвижных играх. Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. Например, длительно тянуть глухой звук, выполняя при этом определённые движения. Затем глухой звук заменяется гласными звуками, изолированными и в различных сочетаниях с согласными звуками. Далее на выдохе произносятся слова, фразы. Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикулярные упражнения. Сначала под ритмическую музыку или счёт педагога гласные буквы обозначаются немой артикуляцией, затем произносятся шепотом и громко. Затем произносятся шепотом слоги и слова с согласными буквами, после чего громко – четверостишия, пословицы, поговорки со сменой ударения и темпа речи. Дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения включаются в подвижные игры, игры-драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, счётом, пением. В занятия по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включается пение и произношение междометий, которые выражают эмоции: радость, боль, гнев, страх и т.д. Затем междометия включаются в стихи с разной окраской звука: минорной или мажорной, с соответствующей музыкой. Пение – сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Пение является методом, регулирующим дыхание, развивающим грудную клетку, а также помогающим вырабатывать плавную и полнозвучную речь. Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями. Органическим элементом песни является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности. Речевые упражнения без музыкального сопровождения впервые были предложены В.А. Гринер для работы с заикающимися. Эти задания могут быть использованы при проведении утренней зарядки или физкультминутки, с проговариванием стихотворных строк, как с движениями, так и без них. Речь идёт о произношении слов в стихотворной форме, как без движений, так и с движениями. Ритмизированное слово в сочетании с движением облегчает речь ребёнку, имеющему речевые патологии. Для проведения занятия необходимо специально подбирать материал, руководствуясь разной коррекционной направленностью логоритмических занятий: - речевой материал для нормализации темпа и ритма заикающихся; для развития словаря у детей с общим недоразвитием речи; для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т. д.; - стихотворения подбираются так, чтобы можно было соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи; - длина стихотворной строки должна быть средней, иначе трудно подобрать движение; - преобладание в стихотворении глагольной лексики, чтобы было легче сопровождать текст движениями; - в стихотворении должна присутствовать сюжетная линия или действующее лицо, чтобы исключить механические движения; - стихотворения подбираются с учётом возраста, речевых и двигательных возможностей. Звучащий при выполнении заданий ритм служит средством воспитания и развития у детей с речевыми нарушениями чувства ритма и включения его в речь. Ритм помогает соединить слово, музыку и движения в специальных комплексных упражнениях. Детям различные ритмы целесообразно давать в форме игр, драматизации, подражаний движениям птиц, животных, в форме построений и т. п. Содержание и формы драматизиции должны соответствовать возрасту, общему развитию и двигательным возможностям детей. В младшем дошкольном возрасте ритмы оформляются лёгкими движениями, а в старшем дошкольном возрасте детям предлагается большее количество ритмических рисунков, которые оформляют в образах животных, птиц, в разных построениях при работе с предметами. В логопедической ритмике на занятиях используется игра на детских инструментах. Музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль, так как они вовлекают ребёнка в сферу музыки, помогают развивать его творческие способности. На логоритмических занятиях для развития звуковысотного слуха используют колокольчики, звучащие различно по своей высоте и дети узнают, какой колокольчик поёт выше, какой ниже. Металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой»: дети учатся различать направление звукоряда, расстояние между звуками. Например, игра «музыкальное эхо»: один ребёнок придумывает свой ритмический рисунок, а другой точно его повторяет. На логоритмических занятиях полезно использовать игры-драматизации стихотворного, прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты. Движениями, пантомимикой, мимикой, выразительной речью играющие передают содержание игры и образов. Сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно, но какова бы не была доля музыки и слова, музыки и движения в упражнениях, в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребёнка, его деятельность, положительно влияют на личность. Система логоритмических средств варьирует на занятиях в зависимости от речевого нарушения, состояния двигательной сферы ребёнка, от коррекционных задач каждого этапа логопедической работы, целей и задач логоритмического занятия. Таким образом, с помощью логоритмики воспитываются общие и речедвигательная функция детей. Методические приёмы варьируются в зависимости от нарушения речи, но сводятся к одному: к максимальному использованию музыкального и двигательного ритма в целях оздоровления речевой мелодии, речевого ритма, просодии и пантомимической речи. Логоритмическая работа направлена не только на устранение нарушений речи, но и способствует музыкальному развитию детей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: УПРАЖНЕНИЕ – 1 СТАРШАЯ ГРУППА – ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ ? ЗНАЧИТ, НИКТО УЖЕ УТРОМ НЕ ПЛАЧЕТ, СУП НЕ ПРОЛЬЁТ НА РУБАШКУ НИКТО, ВАРИАЦИИ ВСЕ НАДЕВАТЬ НАУЧИЛИСЬ ПАДЬТО, ДАЖЕ БОТИНКИ С ТУГИМИ ШНУРКАМИ НЕ ДОВЕРЯЮТ НИ ПАПЕ, НИ МАМЕ.
УПРАЖНЕНИЕ – 2 ТЫ ПЛЯШИ, ПЛЯШИ, ПЛЯШИ,ВЫПОЛНЯТЬ ПЛЯСОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ, АХ, КАК НОЖКИ ХОРОШИ ПРЫГАТЬ НА ДВУХ НОГАХ ХОРОШИ НЕ ХОРОШИ,ВЫСТАВЛЯТЬ ПОПЕРЕМЕННО ВСЁ РАВНО ТЫ ПОПЛЯШИ.НОГИ ВПЕРЁД НА ПЯТКУ. НОЖКАМИ ПОТОПАЙ,РИТМИЧНО ТОПАТЬ, РУЧКАМИ ПОХЛОПАЙ ! РИТМИЧНО ХЛОПАТЬ, ХОХОТУШКИ – ХОХОЧИ !ВЕСЕЛО ПРОСМЕЯТЬСЯ, ПОСКАКУШКИ – ПОСКАЧИ ! ПОПРЫГАТЬ. УПРАЖНЕНИЕ – 3 Я – КОШКА, ХВОСТ ПУШИСТЫЙ, МЯУ, МЯУ ! ! ПЕРЕБИРАТЬ ЛАПКАМИ С ПОВОРОТОМ, УМЕЮ БЕГАТЬ БЫСТРО, МЯУ, МЯУ ! !ПОБЕГАТЬ ЛЮБЛЮ ПОСПАТЬ НА КРЫШЕ, МЯУ, МЯУ ! !«ПОТЯГУШКИ» МЕНЯ БОЯТСЯ МЫШИ, МЯУ, МЯУ !ВЫПУСТИТЬ КОГОТКИ. УПРАЖНЕНИЕ – 4 КАК СОЖМУ Я КУЛАЧОК,СЖАТЬ РУКИ В КУЛАЧК ДА ПОСТАВЛЮ НА БОЧОК,ПОСТАВИТЬ КУЛАЧКИ НА ПОЯС РАЗОЖМУ ЛАДОШКУ, РАСПРЯМИТЬ КИСТЬ ПОЛОЖУ НА НОЖКУ.ПОЛОЖИТЬ РУКУ НА КОЛЕНО. УПРАЖНЕНИЕ - 5 РЫБКИ ПЛАВАЮТ В ВОДЕ, ВОТ ТАК, ВОТ ТАК, ! «ПЛАВНИКИ ВВЕРХ-ВНИЗ, РЫБКИ ПЛАВАЮТ В ВОДЕ, ВОТ ТАК, ВОТ ТАК, ! ВПРАВО-ВЛЕВО. ТО СОЙДУТСЯ, РАЗОЙДУТСЯ, ! ПЛАВНИКИ СОЕДИНЯЮТСЯ ТО ЗАРОЮТСЯ В ПЕСКЕ. ! И РАСХОДЯТСЯ, ОПУСКАЮТСЯ ВНИЗ. УПРАЖНЕНИЕ – 6 ОЙ, ЛАДЫ, ЛАДЫ, ЛАДЫ, ! НЕ БОИМСЯ МЫ ВОДЫ. ! ЧИСТО УМЫВАЕМСЯ, !ВАРИАЦИИ МАМЕ УЛЫБАЕМСЯ. ! УПРАЖНЕНИЕ – 7 ВОТ НА ВЕТКАХ ПОСМОТРИ, !ПОКАЗ В КРАСНЫХ МАЙКАХ СНЕГИРИ, ! ГОЛОВОЙ ВЕРТЯТ, !ПОВОРОТ ГОЛОВОЙ УЛЕТЕТЬ ХОТЯТ. !ВЗМАХ «КРЫЛЬЯМИ». УПРАЖНЕНИЕ – 8 ДИНЬ – ДИНЬ ДОН, ! ДИНЬ – ДИНЬ ДОН, ! КОЛОКОЛЬЧИК ЗВОНКИЙ МОЙ ! ! РАБОТА С КОЛОКОЛЬЧИКАМИ ДИНЬ – ДИНЬ ДОН, РИТМ: ТИ – ТИ – ТА. ДИНЬ – ДИНЬ ДОН, ! КОЛОКОЛЬЧИК ЗВОНКИЙ МОЙ ! ! УПРАЖНЕНИЕ - 9 БАЮ – БАЙ, НАДО СПАТЬ, ! ВСЕ ПРИДУТ ТЕБЯ КАЧАТЬ ! ! ПРИДИ КОНЬ – УСПОКОЙ, ! ПРИДИ ЩУКА – УБАЮКАЙ, ! ПРИДИ СОМ – ДАЙ НАМ СОН, !ВАРИАЦИИ ПРИДИ ПЕСТРУШКА – ДАЙ ПОДУШКУ, ! ПРИДИ СВИНКА – ДАЙ ПЕРИНКУ, ! ПРИДИ КОТИК – ЗАКРОЙ РОТИК, ! ПРИДИ ЛАСКА – ЗАКРОЙ ГЛАЗКИ ! ! БАЮ – БАЙ, НАДО СПАТЬ, ! ВСЕ ПРИДУТ ТЕБЯ КАЧАТЬ ! !
УПРАЖНЕНИЕ – 10 Я ХОЧУ НА САМОЛЁТЕ ВЫПОЛНЯЕМ ДВИЖЕНИЯ ПОЛЕТЕТЬ, ПОЛЕТЕТЬ, РУКАМИ, КАК КРЫЛЬЯМИ. И НА ГОРОД СВОЙ В ПОЛЁТЕПРИКЛАДЫВАЕМ ЛАДОНЬ ПОСМОТРЕТЬ, ПОСМОТРЕТЬ.КО ЛБУ, СМОТРИМ.
УПРАЖНЕНИЕ – 11 ВЕСНА СТУЧИТСЯ В ОКНА, ! ПОЁТ НА ВСЕ ЛАДЫ, ! ГОРЯТ ОТ СОЛНЦА СТЁКЛА ! И ЛУЖИЦЫ ВОДЫ. ! ВАРИАЦИИ Я БЕЛЕНЬКИЙ ПОДСНЕЖНИК ! ДЛЯ МАМЫ ПРИНЕСУ, ! ОН ПАХНЕТ НЕЖНО – НЕЖНО, ! КАК ТАЛЫЙ СНЕГ В ЛЕСУ. ! УПРАЖНЕНИЕ – 12 ЗЕМЕЛЮШКА – ЧЕРНОЗЁМ , ДА ! ДЕТИ ИДУТ ПО КРУГУ ВЗЯВШИСЬ ЗА ЗЕМЕЛЮШКА – ЧЕРНОЗЁМ. ! РУКИ И ПОЮТ. ВЫПОЛНЯЮТ ТРИ ЧЕРНОЗЁМ - ЧЕРНОЗЁМ. ! ПРИТОПА, СЛЕГКА ПОВОРАЧИВАЯ ЗЕМЕЛЮШКА – ЧЕРНОЗЁМ. ! В ОДНУ СТОРОНУ, ЗАТЕМ В ДРУГУЮ. УПРАЖНЕНИЕ – 13 ВЫШЛИ ДЕТИ В САД ЗЕЛЁНЫЙ, ! ПРУЖИНКИ ТАНЦЕВАТЬ, ТАНЦЕВАТЬ. ! СТАЛИ ГУСИ УДИВЛЁННО, !ХЛОПКИ ГОГОТАТЬ, ГОГОТАТЬ. ! УПРАЖНЕНИЕ – 14 КУПИЛИ МНЕ КУРТКУ, ! КУПИЛИ ТЕЛЬНЯШКУ, ! И КОРТИК МОРСКОЙ ! И МОРСКУЮ ФУРАЖКУ, ! ВАРИАЦИИ ТЕПЕРЬ МНЕ ОСТАЛОСЬ ! НАЙТИ ПАРОХОД, ! ПОДНЯТЬСЯ НА МОСТИК, ! И – «ПОЛНЫЙ ВПЕРЁД» ! ! УПРАЖНЕНИЕ – 15
НАСТУПИЛ НА ЧТО-ТО МИШКА, ! УКОЛОЛСЯ ОЧЕНЬ БОЛЬНО. ! ГЛЯНУЛ МИШКА: «ЭТО – ШИШКА». ! И ЗАФЫРКАЛ НЕДОВОЛЬНО. ! ВАРИАЦИИ В СЛЕД ЕМУ СМЕЁТСЯ «ШИШКА»: ! «НЕ ДОГАДЛИВЫЙ ТЫ, МИШКА! ! НЕУЖЕЛИ НЕ ПОЙМЁШЬ, ! ЧТО НЕ ШИШКА Я, А ЁЖ»! ! 5 марта 2020 в 09:45
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.