Голубцова Алёна Александровна, музыкальный руководитель

Консультация для педагогов "Логоритмика, как основа сочетания музыки и движения, система упражнений, заданий, игр".

Логоритмика – это система движений в сочетании с музыкой и словом. Понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. С помощью занятий логоритмикой дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности. Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку.

Воспитательные задачи этих занятий разнообразны: это и музыкальное развитие детей – развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; также воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, то есть воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности.

Следовательно, музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания человека. Она учит воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать.

О влиянии музыки на детей, о её значении в эстетическом, умственном, физическом воспитании писали М.Я. Басов, Н.А. Ветлугина, А.В. Кеннеман и другие. Музыка является средством активизации умственных способностей детей, поскольку её восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Беседа по поводу прослушанной музыки учит детей делать первые обобщения и сравнения. Музыкальное воздействие на детей дошкольного возраста проявляется в совершенствовании личности ребёнка, его функциональных систем.  Логопедическая ритмика в связи с музыкой помогает разрушить «почву», на которой возникло речевое расстройство и содействует нормализации речи и общедвигательной функции.

Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевой патологией.

Такими средствами являются: ходьба и маршировка в различных направлениях;  упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание;  счётные упражнения, формирующие чувство музыкального размера;  ритмические упражнения;  пение; упражнения в игре на инструментах; самостоятельная деятельность с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная  связь движения с музыкой и включение речевого материала. Слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, инсценировок на заданную тему, драматизации с пением, команды водящего в подвижных играх.

Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. Например, длительно тянуть глухой звук, выполняя при этом определённые движения. Затем глухой звук заменяется гласными звуками, изолированными и в различных сочетаниях с согласными звуками. Далее на выдохе произносятся слова, фразы.

Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикулярные упражнения. Сначала под ритмическую музыку или счёт педагога гласные буквы обозначаются немой артикуляцией, затем произносятся шепотом и громко. Затем произносятся шепотом слоги и слова с согласными буквами, после чего громко – четверостишия, пословицы, поговорки со сменой ударения и темпа речи. Дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения включаются в подвижные игры, игры-драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, счётом, пением.

В занятия по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включается пение и произношение междометий, которые выражают эмоции: радость, боль, гнев, страх и т.д. Затем междометия включаются в стихи с разной окраской звука: минорной или мажорной, с соответствующей музыкой.

Пение – сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Пение является методом, регулирующим дыхание, развивающим грудную клетку, а также помогающим вырабатывать плавную и полнозвучную речь.

Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на детей с разного рода  речевыми нарушениями. Органическим элементом песни является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения впервые были предложены В.А. Гринер для работы с заикающимися. Эти задания могут быть использованы при проведении утренней зарядки или физкультминутки, с проговариванием стихотворных строк, как с движениями, так и без них. Речь идёт о произношении слов в стихотворной форме, как без движений, так и с движениями. Ритмизированное слово в сочетании с движением облегчает речь ребёнку, имеющему речевые патологии.  Для проведения занятия необходимо специально подбирать материал, руководствуясь разной коррекционной направленностью логоритмических занятий:

- речевой материал для нормализации темпа и ритма заикающихся; для развития словаря у детей с общим недоразвитием речи; для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т. д.;

- стихотворения подбираются так, чтобы можно было соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи;

-  длина стихотворной строки должна  быть средней, иначе трудно подобрать движение;

- преобладание в стихотворении глагольной лексики, чтобы было легче сопровождать текст движениями;

- в стихотворении должна присутствовать сюжетная линия или действующее лицо, чтобы исключить механические движения;

- стихотворения подбираются с учётом возраста, речевых и двигательных возможностей.

Звучащий при выполнении заданий ритм служит средством воспитания и развития у детей с речевыми нарушениями чувства ритма и включения его в речь. Ритм помогает соединить слово, музыку и движения в специальных комплексных упражнениях. Детям различные ритмы целесообразно давать в форме игр, драматизации, подражаний движениям птиц, животных, в форме построений и т. п. Содержание и формы драматизиции должны соответствовать возрасту, общему развитию и двигательным возможностям детей. В младшем дошкольном возрасте ритмы оформляются лёгкими движениями, а в старшем дошкольном возрасте детям предлагается большее количество ритмических рисунков, которые оформляют в образах животных, птиц, в разных построениях при работе с предметами.

В логопедической ритмике на занятиях используется игра на детских инструментах. Музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль, так как они вовлекают ребёнка в сферу музыки, помогают развивать его творческие способности.

На логоритмических занятиях для развития звуковысотного слуха используют колокольчики, звучащие различно по  своей высоте и дети узнают, какой колокольчик поёт выше, какой ниже. Металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой»: дети учатся различать направление звукоряда, расстояние между звуками. Например, игра «музыкальное эхо»: один ребёнок придумывает свой ритмический рисунок, а другой точно его повторяет.

На логоритмических занятиях полезно использовать игры-драматизации стихотворного, прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты. Движениями, пантомимикой, мимикой, выразительной речью играющие передают содержание игры и образов.

Сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно, но какова бы не была доля музыки и слова, музыки и движения в упражнениях, в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребёнка, его деятельность, положительно влияют на личность.

Система логоритмических средств варьирует на занятиях в зависимости от речевого нарушения, состояния двигательной сферы ребёнка, от коррекционных задач каждого этапа логопедической работы, целей и задач логоритмического занятия.

Таким образом, с помощью логоритмики воспитываются общие и речедвигательная функция детей. Методические приёмы варьируются в зависимости от нарушения речи, но сводятся к одному: к максимальному использованию музыкального и двигательного ритма в целях оздоровления речевой мелодии, речевого ритма, просодии и пантомимической речи.

Логоритмическая работа направлена не только на устранение нарушений речи, но и способствует музыкальному развитию детей.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ:

УПРАЖНЕНИЕ – 1

СТАРШАЯ  ГРУППА – ЧТО  ЭТО  ЗНАЧИТ ?

ЗНАЧИТ,  НИКТО  УЖЕ  УТРОМ  НЕ  ПЛАЧЕТ,

СУП  НЕ  ПРОЛЬЁТ  НА  РУБАШКУ  НИКТО, ВАРИАЦИИ

ВСЕ  НАДЕВАТЬ  НАУЧИЛИСЬ  ПАДЬТО,

ДАЖЕ  БОТИНКИ  С  ТУГИМИ  ШНУРКАМИ

НЕ  ДОВЕРЯЮТ  НИ  ПАПЕ,  НИ МАМЕ.

 

УПРАЖНЕНИЕ – 2

ТЫ  ПЛЯШИ,  ПЛЯШИ,  ПЛЯШИ,ВЫПОЛНЯТЬ  ПЛЯСОВЫЕ  ДВИЖЕНИЯ,

АХ,  КАК  НОЖКИ  ХОРОШИ ПРЫГАТЬ НА  ДВУХ  НОГАХ

ХОРОШИ  НЕ  ХОРОШИ,ВЫСТАВЛЯТЬ  ПОПЕРЕМЕННО

ВСЁ  РАВНО  ТЫ  ПОПЛЯШИ.НОГИ  ВПЕРЁД  НА  ПЯТКУ.

НОЖКАМИ  ПОТОПАЙ,РИТМИЧНО  ТОПАТЬ,

РУЧКАМИ ПОХЛОПАЙ ! РИТМИЧНО  ХЛОПАТЬ,

ХОХОТУШКИ – ХОХОЧИ !ВЕСЕЛО  ПРОСМЕЯТЬСЯ,

ПОСКАКУШКИ – ПОСКАЧИ ! ПОПРЫГАТЬ. 

УПРАЖНЕНИЕ – 3

Я – КОШКА,  ХВОСТ  ПУШИСТЫЙ,  МЯУ,  МЯУ ! !  ПЕРЕБИРАТЬ  ЛАПКАМИ  С  ПОВОРОТОМ,

УМЕЮ  БЕГАТЬ  БЫСТРО,  МЯУ,  МЯУ ! !ПОБЕГАТЬ

ЛЮБЛЮ  ПОСПАТЬ  НА  КРЫШЕ,  МЯУ,  МЯУ ! !«ПОТЯГУШКИ»

МЕНЯ  БОЯТСЯ  МЫШИ,  МЯУ,  МЯУ !ВЫПУСТИТЬ  КОГОТКИ.

 УПРАЖНЕНИЕ – 4

КАК  СОЖМУ  Я  КУЛАЧОК,СЖАТЬ  РУКИ  В  КУЛАЧК 

ДА ПОСТАВЛЮ  НА  БОЧОК,ПОСТАВИТЬ  КУЛАЧКИ  НА  ПОЯС

РАЗОЖМУ  ЛАДОШКУ, РАСПРЯМИТЬ  КИСТЬ

ПОЛОЖУ НА  НОЖКУ.ПОЛОЖИТЬ  РУКУ  НА  КОЛЕНО.

УПРАЖНЕНИЕ - 5

РЫБКИ  ПЛАВАЮТ  В  ВОДЕ,  ВОТ  ТАК,  ВОТ  ТАК, ! 

 «ПЛАВНИКИ ВВЕРХ-ВНИЗ,

РЫБКИ  ПЛАВАЮТ  В  ВОДЕ,  ВОТ  ТАК,  ВОТ  ТАК, !

 ВПРАВО-ВЛЕВО.

ТО  СОЙДУТСЯ,  РАЗОЙДУТСЯ, !

ПЛАВНИКИ  СОЕДИНЯЮТСЯ

ТО  ЗАРОЮТСЯ  В  ПЕСКЕ. !

И  РАСХОДЯТСЯ, ОПУСКАЮТСЯ ВНИЗ.

УПРАЖНЕНИЕ – 6

ОЙ,  ЛАДЫ,  ЛАДЫ,  ЛАДЫ, !

НЕ  БОИМСЯ  МЫ  ВОДЫ. !

ЧИСТО  УМЫВАЕМСЯ, !ВАРИАЦИИ

МАМЕ  УЛЫБАЕМСЯ. !

УПРАЖНЕНИЕ – 7   

ВОТ  НА  ВЕТКАХ  ПОСМОТРИ, !ПОКАЗ

В  КРАСНЫХ  МАЙКАХ  СНЕГИРИ, !   

ГОЛОВОЙ  ВЕРТЯТ, !ПОВОРОТ ГОЛОВОЙ 

УЛЕТЕТЬ  ХОТЯТ. !ВЗМАХ  «КРЫЛЬЯМИ».

УПРАЖНЕНИЕ – 8

ДИНЬ – ДИНЬ  ДОН, !

ДИНЬ – ДИНЬ  ДОН, !

КОЛОКОЛЬЧИК  ЗВОНКИЙ  МОЙ ! ! РАБОТА  С  КОЛОКОЛЬЧИКАМИ

 ДИНЬ – ДИНЬ  ДОН,  РИТМ: ТИ – ТИ – ТА.

ДИНЬ – ДИНЬ  ДОН, !

КОЛОКОЛЬЧИК  ЗВОНКИЙ  МОЙ ! !

УПРАЖНЕНИЕ - 9 

БАЮ – БАЙ,  НАДО  СПАТЬ, !

ВСЕ  ПРИДУТ  ТЕБЯ  КАЧАТЬ ! !

ПРИДИ  КОНЬ – УСПОКОЙ, !

ПРИДИ  ЩУКА – УБАЮКАЙ, !

ПРИДИ  СОМ – ДАЙ  НАМ  СОН, !ВАРИАЦИИ

ПРИДИ  ПЕСТРУШКА – ДАЙ  ПОДУШКУ, !

ПРИДИ  СВИНКА – ДАЙ  ПЕРИНКУ, !

ПРИДИ  КОТИК – ЗАКРОЙ  РОТИК, !

ПРИДИ  ЛАСКА – ЗАКРОЙ  ГЛАЗКИ ! !

БАЮ – БАЙ,  НАДО  СПАТЬ, !

ВСЕ  ПРИДУТ  ТЕБЯ  КАЧАТЬ ! !

 

 УПРАЖНЕНИЕ – 10  

Я  ХОЧУ  НА  САМОЛЁТЕ ВЫПОЛНЯЕМ  ДВИЖЕНИЯ 

ПОЛЕТЕТЬ,  ПОЛЕТЕТЬ, РУКАМИ,  КАК КРЫЛЬЯМИ.

И  НА  ГОРОД  СВОЙ  В ПОЛЁТЕПРИКЛАДЫВАЕМ  ЛАДОНЬ

ПОСМОТРЕТЬ,  ПОСМОТРЕТЬ.КО  ЛБУ,  СМОТРИМ.

 

УПРАЖНЕНИЕ – 11

ВЕСНА  СТУЧИТСЯ  В  ОКНА, !

ПОЁТ  НА  ВСЕ  ЛАДЫ, !

ГОРЯТ  ОТ  СОЛНЦА  СТЁКЛА  !

И  ЛУЖИЦЫ  ВОДЫ. ! ВАРИАЦИИ

Я  БЕЛЕНЬКИЙ  ПОДСНЕЖНИК !

ДЛЯ  МАМЫ  ПРИНЕСУ, !

ОН ПАХНЕТ  НЕЖНО – НЕЖНО, !

КАК  ТАЛЫЙ  СНЕГ  В  ЛЕСУ. ! 

 УПРАЖНЕНИЕ – 12

ЗЕМЕЛЮШКА – ЧЕРНОЗЁМ ,  ДА ! 

ДЕТИ ИДУТ ПО КРУГУ ВЗЯВШИСЬ ЗА

ЗЕМЕЛЮШКА – ЧЕРНОЗЁМ. !

РУКИ И ПОЮТ. ВЫПОЛНЯЮТ ТРИ

ЧЕРНОЗЁМ - ЧЕРНОЗЁМ. !

ПРИТОПА, СЛЕГКА ПОВОРАЧИВАЯ

ЗЕМЕЛЮШКА – ЧЕРНОЗЁМ. !

В ОДНУ СТОРОНУ, ЗАТЕМ В ДРУГУЮ.

УПРАЖНЕНИЕ – 13

ВЫШЛИ  ДЕТИ В  САД  ЗЕЛЁНЫЙ, ! ПРУЖИНКИ

ТАНЦЕВАТЬ,  ТАНЦЕВАТЬ. !

СТАЛИ  ГУСИ  УДИВЛЁННО, !ХЛОПКИ

ГОГОТАТЬ,  ГОГОТАТЬ. !

 УПРАЖНЕНИЕ – 14

КУПИЛИ  МНЕ  КУРТКУ, !

КУПИЛИ  ТЕЛЬНЯШКУ, !

И  КОРТИК  МОРСКОЙ !

И  МОРСКУЮ  ФУРАЖКУ,  ! ВАРИАЦИИ

ТЕПЕРЬ  МНЕ  ОСТАЛОСЬ !

НАЙТИ  ПАРОХОД, !

ПОДНЯТЬСЯ  НА  МОСТИК, !

И – «ПОЛНЫЙ  ВПЕРЁД» ! !

УПРАЖНЕНИЕ – 15

 

НАСТУПИЛ  НА  ЧТО-ТО  МИШКА, !

УКОЛОЛСЯ  ОЧЕНЬ  БОЛЬНО. !

ГЛЯНУЛ  МИШКА: «ЭТО – ШИШКА». !

И  ЗАФЫРКАЛ  НЕДОВОЛЬНО. ! ВАРИАЦИИ

В  СЛЕД  ЕМУ  СМЕЁТСЯ  «ШИШКА»: !

«НЕ  ДОГАДЛИВЫЙ ТЫ,  МИШКА! !

НЕУЖЕЛИ  НЕ  ПОЙМЁШЬ, !

ЧТО  НЕ  ШИШКА  Я,  А  ЁЖ»! !

5 марта 2020 в 09:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.